Мы помним, что перед сломом нашей новейшей истории вышло два фильма: «Аритмия» и «Нелюбовь». Два диагноза. Один диагноз – что холодно, но тепло. А другой диагноз – что холодно, но холодно. И что проблема не в политическом устройстве, не в конкуренции, не в отсутствии конкуренции, а в нелюбви как состоянии общества в целом.
И фильм Звягинцева в этом смысле был ледяной. И чем жарче страсть, тем более ледяная форма высказывания о том, что происходит, как диагноз стране, диагноз обществу. Опять же, если с «Левиафаном» сравнивать, то я предпочитаю «Нелюбовь», потому что «Левиафан» более лобовой, конкретно политический, а здесь про душу.
И «Снегирь», который я советую посмотреть, если его смотреть просто как кино, не помня про «Нелюбовь» и не помня про «Аритмию», будет хорошей советской историей с качественными артистами и прекрасными съемками. Если же вы ставите это в контекст «Нелюбви» и «Аритмии», то это разговор с самим собой. Это ответ: «Нелюбовь» не до конца права, но и «Аритмия» была неверной как диагноз.
В искусстве такое бывает — вы делаете некоторое высказывание, которое вне контекста исчезает. Когда вы вытаскиваете камень из моря, он очень красивый, гладкий. Потом он высыхает и исчезает красота. Точно так же когда вы берете фильм и погружаете его в контекст, он начинает играть другими красками.
Когда вы ставите «Снегиря» в контекст «Аритмии», вы понимаете, что там про «Нелюбовь». Но «Нелюбовь» по-хлебниковски, а не по-звягинцевски. Конечно, хорошо бы, чтобы Звягинцев снял что-то более теплое. Но это вряд ли. Я думаю, что у него это не выйдет, не на то рассчитано. Это кино, которое рождается в нашем сознании, когда мы смотрим его на фоне другого кино.