От истории страны к истории семьи
В раннем советском периоде есть ответы на вопросы, которые я себе задаю. Мои книги помогли мне понять, что происходило с моей семьёй. Например, пружиной для книги «Зулейха открывает глаза» стал мой личный мотив разобраться, кем же была моя бабушка. Её семью раскулачили и сослали в Сибирь, и в той ссылке был заложен её суровый характер. Бабушки в книге нет, она не прообраз героини, но погружение в тот материал стало моей попыткой узнать и понять её.
В «Эшелоне на Самарканд» тоже нет прототипов, но есть отсылки к истории моего деда с отцовской стороны. Он был из многодетной крестьянской семьи, и после 1917 года его отдали в детский дом. На одном из таких «поездов Дзержинского» он был вывезен из Поволжья в Самарканд — так и спасся, хотя половина детей в пути погибли. После войны мой дед тоже хотел отдать своего третьего ребёнка в детский дом, потому что время было голодным. На счастье не отдал, потому что этот третий ребёнок был моим будущим отцом. И этот вопрос меня все время задевал и мучал: почему хорошие люди вдруг отдавали детей в детские дома? Как такое возможно? Сейчас, погружаясь в материалы, я начала понимать.
Я пишу романы, чтобы, с одной стороны, ответить на личные вопросы. Но с другой — история моей семьи переплетается с историями других семей и схожа с ними. Возможно, через личное я пытаюсь ответить на вопросы, которые могут волновать и других.